Для оценки производительности игровых компьютеров используется критерий FPS. Что это такое, от чего зависит, и к каким значениям стоит стремиться, разберем в этой статье.
FPS – что это за показатель?
Frame Per Second – понятие от которого образована аббревиатура FPS, в переводе обозначает «число кадров в секунду». Кадры – это изображения, которые реализует графический адаптер по команде центрального процессора.
Чем больше кадров демонстрируется в секунду, тем плавнее и комфортнее получается геймплей: игрок моментально видит изменение игровой ситуации, оперативно реагирует и сразу же получает результат своих действий на мониторе. Малый показатель FPS делает воспроизведение игры прерывистым, неравномерным, герои теряют плавность движений, а все предпринимаемые игроком действия демонстрируются с задержкой.
Чем определяется FPS?
Скорость смены изображений зависит от следующих факторов:
- Производительность видеокарты, а именно частота GPU и объем видеопамяти. Чем мощнее устройство, тем больше изображений оно способно создавать в промежуток времени.
- Мощность центрального процессора, как устройства, которое отдает графическому адаптеру команды на создание изображений.
- Видеодрайвера, как программы, позволяющие в полной мере раскрыть потенциал видеокарты в конкретной сборке.
- Класс игры и настройка графики, которая определяет сложность изображений и их детализацию.
Также на скорость воссоздания изображений влияют, хоть и в меньшей степени, рабочие температура процессора и графического адаптера, скорость сетевого соединения и даже версия операционной системы. Так в Windows 10 предусмотрен специальный игровой режим, который перераспределяет ресурсы системы с приоритетом на игровые приложения. Хотя в некоторых случаях его активация может принести и обратный эффект.
Какой показатель FPS считается комфортным?
На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Ситуация существенно меняется, в зависимости от качества, типа и системных требований игры. Также определяющим фактором является требовательность игрока.
Однако общие цифры мы можем привести, основываясь на отзывах игроков различных направлений и категорий:
Минимальным показателем для комфортной игры считается 30 FPS. Именно на такой частоте кадров работают многие консольные игры. Однако реального погружения в игру достичь сложно. Этому препятствует эффект кинаметографичности, при котором картинка недостаточно плавная, а отзыв на манипуляции игрока запаздывает. Но все-таки 30 FPS достаточно для прохождения одиночных офлайновых игр.
40+ FPS достаточно для казуально-аркадных игр, например, World of Tanks.
60 FPS – показатель, который считается комфортным минимумом. Геймплей становится плавным, а задержка отклика практически не досаждает игроку.
60 – 100 FPS – это те значения, на которых играет большая часть рядовых пользователей, увлекающихся играми ААА-класса: шутерами от первого лица, стратегиями, ритм-играми, MOBA – многопользовательские боевые арены.
120+ FPS – показатель, необходимый для командных соревновательных шутеров типа Counter-Strike. Именно это значение является проходным билетом в высшую лигу.
200+ FPS – удел профессиональных киберспортсменов и энтузиастов, которые живут играми и стремятся к максимальным показателям FPS. Рядовому пользователю разницу между 120 и 240 FPS заметить довольно сложно.
Кстати, максимальная частота, которую на сегодняшний день осилит пользовательский монитор, составляет 390 FPS. Подобную производительность демонстрирует игровой монитор Acer - Nitro XV252QFbmiiprx диагональю 24,5".
Когда высокий FPS не важен?
На воспроизведение игры оказывает влияние не только мощность системы, но и устройство, демонстрирующее изображение – монитор, одной из главных характеристик которого является частота.
Частота монитора и FPS – величины, которые должны быть согласованы. И вот почему:
Если FPS меньше частоты вдвое, то каждый создаваемый видеокартой кадр будет транслироваться дважды. В итоге игровой процесс будет менее динамичный, но относительно равномерный.
Если FPS превышает частоту монитора в 2 раза, то создаваемые системой изображения будут демонстрироваться через одно, что может привести к задержкам и микрофризам при использховании старых или китайских мониторов, так как в них отсутствует обратная связь с видеокартой. В штатном режиме, получив информацию о поддерживаемом разрешении видеокарта может сама ограничить очередь изображений.
И самые распространенные случаи, когда FPS и частота монитора отличаются, но не являются кратными. В этом случае монитор может произвольно показывать некоторые изображения по 1 – 2 раза, а некоторые упразднять. Игра при этом получается рваная, с подвисаниями и задержками в управлении.
Поэтому, если ваша игровая сборка оснащена бюджетным монитором на 60 – 75 Гц, нет никакого смысла гнаться за высокими показателями FPS. Наоборот, рекомендуется ограничивать производительность системы включением вертикальной синхронизации – технологии, позволяющей снизить FPS до частоты монитора. Исключение составляют только игры, основанные на пространственной ориентации при помощи джойстиков, рулей и других систем VR.
Как определить FPS?
Для подсчета кадров используются различные приложения, которые выпускаются как производителями компьютерных комплектующих, так и независимыми лабораториями.
MSI Afterburner – одна из самых популярных утилит, которая в реальном времени считывает рабочие показатели основных узлов компьютера и демонстрирует их поверх игрового поля.
Fraps – программа, вышедшая в 1999 году и сохраняющая свою актуальность и сегодня. Доступный интерфейс позволит разобраться даже новичку.
FPS Monitor – популярная у стримеров программа. У нее единственная функция – подсчитывать FPS и собирать статистику. Бесплатная версия отличается от платной надписью «Demo» на экране.
Но будьте внимательны! Некоторые системы защит ММО определяют такого рода программы как перехват выводимого изображения, который используют часть программ взлома. Что может повлечь блокировку аккаунта.