Особенности интернет-магистралей
На конец 2022 года официально работающих магистралей – 530. Для их обустройства потратили больше 1 млн. километров кабеля. Причем регулярно прокладываются новые ветки. В этом ничего удивительного нет. объемы передаваемой информации неизменно растут.
Протяженность магистралей существенно отличается. Например, ветка из Англии во Францию 115 км. Для сравнения магистраль из США в Японию составляет 21 000 км. В целом никаких ограничений, тянут кабель на любое расстояние.
Большинство стран обладают несколькими каналами передачи данных. Обычно тянут несколько независимых магистралей на большом расстоянии друг от друга. Это позволяет сохранить связь на случай серьезной аварии.
Конструкция кабеля
Никаких передовых технологий здесь нет. Центральная жила – классическое оптоволокно. Причем в зависимости от особенностей кабеля, количество оптоволоконных пар может отличаться. Основной акцент сделан на защиту. На дне океана провод подвергается различным внешним воздействиям, и он должен их выдержать.
Оптоволокно защищено:
- медными трубками, заполненными гидрофобным гелем;
- слоем поликарбоната;
- алюминиевой и стальной оберткой;
- майларовой пленкой.
Верхний слой выполняется из полиэтилена. С определенной периодичностью на кабели монтируют усилитель сигнала.
Интересная особенность, на дно океана кабель укладывается диаметром всего 6 сантиметров. Здесь для него мало опасностей. Ситуация кардинально меняется в прибрежной части. Тут уже используется провод с усиленной защитой и диаметр его значительно больше.
Скорость передачи данных составляет 50-200 Тбит/с. Срок службы провода составляет 25 лет. После исчерпания ресурса магистраль отключается и утилизируется.
Технология прокладки кабеля
Процесс прокладки магистрали по дну выделяется определенными сложностями и занимает много времени. На определенных участках глубина достигает 8 км. Все работы осуществляются в три этапа:
- подготовка;
- прокладка кабеля;
- запуск.
Особое внимание уделяется подготовке. Тщательно прорабатывается маршрут, проверяются все риски. Досконально изучается дно. Предпочтение отдается зонам, где относительно ровное дно без резких перепадов высот, различных сторонних предметов и природных явлений.
Укладку кабеля осуществляют специально разработанные для этого корабли. В их конструкции предусмотрены определенные элементы. Например, в корпусе располагаются барабаны под кабель. В зависимости от модели судна, на его борту может быть до нескольких тысяч километров провода. Еще одна особенность таких кораблей – это оптоволоконная лаборатория. Это позволяет сразу на месте проводить различные манипуляции, тесты.
На данный момент в мире функционирует около 60 морских кабелеукладчиков. Все они находятся в постоянной работе. Загрузка и аренда расписаны на несколько лет вперед.
Технология прокладки кабеля начинается с побережья. Магистраль подсоединяется к системе, проводятся тесты на предмет наличия сигнала. Если все в норме, судно постепенно удаляется от берега, медленно выгружая провод. Причем на начальном этапе его удерживают буи, чтобы исключить резкие изломы.
На участках с глубиной до 1 км кабель зарывается в подготовленные канавы. Для этого на дно погружается специальный агрегат. У него есть “плуг”, который быстро пробивает глубокий ров. На глубинах свыше километра кабель просто укладывается на дно.
В сутки прокладывается до 12 км. Технология работы может строиться по-разному. Может тянуться цельный кабель с одного берега на другой или тянуться с двух сторон. Также часто делают разветвления. Современные оборудование и технологии позволяют решать разнообразные задачи.
Какие опасности есть для кабеля
Ежегодно только в Атлантике происходит свыше 50 аварий. Спасают ситуацию ремонтные бригады. Они мгновенно отправляются на устранение проблемы. Современное оборудование позволяет быстро установить зону, где появилось повреждение. В процессе применяется робот для починки. Он погружается на дно и поднимает поврежденный кабель. Ремонтные работы сразу проводятся на корабле.
Основные источник повреждений – природные явления и человеческий фактор. Так, в этом году Того остался совсем без связи из-за извержения вулкана. Хотя это исключение, большинство повреждений происходит в прибрежной зоне.
Кто владеет магистралями
Большинство магистралей принадлежат различным корпорациям и незначительная часть определенным странам. Свои ветки есть у таких брендов, как Google, Amazon, Microsoft. Многие эксперты считают, что прокладка кабелей полностью уйдет в частные руки.
Ближайшие проекты
Компании регулярно оповещают о различных проектах. Так, в ближайшее время планируется связать север и юг Португалии. Для этого будет проложено 110 км кабеля.
Еще один интересный проект запланирован в России. Он предполагает проложить 12 000 км кабеля от Мурманска до Владивостока. Часть трассы будет проходить по дну. Скорость передачи данных составит 104 Тбит.
Стоит отметить, прокладка оптоволоконного кабеля по дну океана – это дорогое удовольствие. Например, Google инвестировал около миллиарда долларов на организацию магистрали, соединяющую Европу и США. Около 300 млн. долларов потратил Hibernia Atlantic, чтобы соединить Лондон и Нью-Йорк.
Заключение
С каждым годом оптоволоконных магистралей будет только больше. Несмотря на высокую стоимость таких проектов, работы ведутся постоянно. Основная цель обеспечить стабильную передачу данных.